апрель
январь февраль март апрель май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Правительство Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации Органы государственной власти Правительство Республики Тыва Министерство финансов Республики Тыва Тывастат Портал Гос.закупок Республики Тыва Инвестиционный портал Республики Тыва Портал МСП Республики Тыва АО Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства ГБУ

Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва за 2009 год

06.10.2010

Ежегодный Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва (далее – Доклад) подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" (далее – Указ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р.

В целях реализации данного Указа в республике приняты следующие нормативные правовые акты:

постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2008 года № 787 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва”;

указ Председателя Правительства РТ от 12 марта 2009 года № 60 “О гранте Председателя Правительства Республики Тыва муниципальному району (городскому округу) Республики Тыва в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления”;

распоряжение Правительства Республики Тыва от 21 мая 2010г. № 116-р “О создании комиссии по определению рейтинга муниципальных образований Республики Тыва по показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов”;

постановление Правительства Республики Тыва от 1 июля 2010 г. № 281 “О рейтинге муниципальных образований Республики Тыва по показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Республики Тыва за 2009 год”;

указ Председателя Правительства Республики Тыва от 6 августа 2010 г. № 130 “Об утверждении целевых значений показателей, необходимых для расчета объема неэффективных расходов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва ”.

 

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществлялась по 17 муниципальным районам и 2 городским округам Республики Тыва, проведен анализ 67 показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Целью мониторинга является определение муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей на основе их рейтинговой оценки и соответствующего ранжирования по тем показателям, по которым это возможно.

Оценка проведена по достигнутому уровню эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва.

По результатам комплексного анализа первая тройка лидеров определилась следующим образом:

1 место – г. Кызыл,

2 место – Улуг-Хемский район,

3 место - Каа-Хемский район.

Из 10 направлений деятельности г.Кызыл по 8 занимает 1 место. По разделу «Физическая культура и спорт» на 8 месте, разделу  «Доступность и качество жилья» - на 15 месте.

 

I.                  Экономическое развитие.

 1.     Дорожное хозяйство и транспорт

 Общая протяженность автомобильных дорог местного значения составляет 2975,5 км, из них 66,5% не отвечают нормативным требованиям.

Доля протяженности дорог местного значения с твердым покрытием в общей протяженности дорог местного значения по республике составляет 32,8%.

В территориальном разрезе наибольшее значение доли протяженности автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, не отвечающим нормативным требованиям более чем на 90%, отмечено в труднодоступных Монгун-Тайгинском и Тере-Хольском районах.

За 2009 год проведен капитальный ремонт улиц г. Кызыла, протяженностью 10 км и дорог Тандинского района протяженностью 4,3 км. Учитывая, что капитальный ремонт дорог является достаточно дорогостоящим видом работ и непосильным для бюджетов муниципальных образований, во многих случаях местным властям приходится ограничиваться текущим ремонтом дорог. Протяженность дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен текущий ремонт, составила 81,9 км, в частности в г. Кызыле отремонтировано 26 км дорог, Пий-Хемском – 15 км, Барун-Хемчикском и Сут-Хольском районах по 12 км. Впервые за последние 10 лет из бюджета г. Кызыла были выделены финансовые средства в сумме  2,1 млн. руб. на восстановление внутриквартальных тротуаров и дорог площадью 4,5 тыс. кв. м.

Кроме того, в целях обеспечения безопасности дорожного движения мэрией города Кызыла приобретены и смонтированы современные контроллеры на 14 светофо­ров, установлены шесть новых светофоров, приведены в соответствие с новым ГОСТ  существующие искусственные неровно­сти («лежачие полицейские»), нанесены дорожные разметки, установлены 232 знака дорожного движения и 16 информационных табличек. В целом объем расходов бюджета города Кызыла на дорожное хозяйство в 2009 году составил 29390 тыс. рублей.

Город Кызыл - единственное муниципальное образование, направившее бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств на развитие транспортной инфраструктуры.

По фе­де­ральной программе и при обеспечении софинансирования из муниципального бюджета с заводов – изготовителей получено 10 автобусов марки НЕФАЗ и 5 авто­бусов марки ПАЗ.


2.     Развитие малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономики республики и охватывает практически все сферы деятельности.

На 1 января 2010 года число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. человек населения по республике составило 333,1 единицы, что выше уровня 2008 года на 19%.

Доля работников малых предприятий в общей численности работающих составила 0,05 процента. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составила 6,6%.

Распределение субъектов малого предпринимательства по муниципальным образованиям республики соответствует экономическому потенциалу муниципальных образований и продолжает оставаться неравномерным. Наибольшее развитие малое предпринимательство получило в экономически развитых образованиях - г. Кызыле, Кызылском районе, в которых уровень официально зарегистрированной безработицы на 01.01.2010 года составил 1,9% и 2,5 %. В приграничном с Монголией Эрзинском районе число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. человек населения также превышает среднереспубликанское значение показателя, при этом уровень официально зарегистрированной безработицы составил 7,2%, что объясняется животноводческой специализацией района и отсутствием крупных и средних сельхозпредприятий.

Наименее развито малое предпринимательство в Бай-Тайгинском, Дзун-Хемчикском и Тере-Хольском районах, при этом в последнем сложился высокий уровень зарегистрированной безработицы - 11,1%. Тере-Хольский район приравнен к районам Крайнего Севера, отличается малой численностью населения, труднодоступностью и отдаленностью от центральных районов республики.

В рамках реализации антикризисных мер в республике реализуется комплекс мероприятий направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

В целях снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства с 1 января 2009 года внесены изменения в Закон Республики Тыва «О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента на территории республики». Перечень видов патентуемой деятельности увеличен с 9 до 69. Это позволило предпринимателям упростить налоговую отчетность, а для предпринимателей из числа безработных граждан - минимизировать расходы на организацию собственного бизнеса. В 2008 году патентную систему налогообложения на территории республики применял только 1 индивидуальный предприниматель, в 2009 году налоговыми органами выдано 1320 патентов, благодаря которым местные бюджеты получили 2453 тыс. рублей.

Принят Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 ВХ-II «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения», предусматривающий снижение ставки на 5 процентов и 10 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления следующих видов экономической деятельности: сельское хозяйство, рыболовство, текстильное производство,  производство мебели, издательское дело, обработка древесины и т.д.

В 17 муниципальных образованиях созданы фонды поддержки малого предпринимательства, утверждены составы попечительских советов. В Бай-Тайгинском районе была оказана поддержка предпринимателю, реализующему проект по благоустройству территории вокруг аржаана «Шивилиг». В Тандинском районе ООО «Бай-Хаак» реализован проект по розливу минеральной воды, в Чеди-Хольском районе - на открытие пункта по приему дикоросов и мяса, в Эрзинском районе поддержали предпринимателя, который открыл и развивает туристическую  базу на берегу озера Тере-Холь. В г. Кызыле поддержаны проекты ООО «Новатор-Т», ООО «Ксан-групп» по открытию точек продаж мяса птицы местного производителя, в селе Каргы Монгун-Тайгинского района администрация оказала помощь СПоК «Кадыргы» и ООО «Чаян» для организации предприятий по переработке рыбы.

Основной проблемой развития предпринимательства в республике остается отсутствие средств на технологическое присоединение к электрическим сетям. Мэрией города Кызыла по итогам конкурса были выделены субсидии 15 субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат на присоединение к объектам электросетевого хозяйства на общую сумму 5 млн. рублей.

3. Сельское хозяйство

В 2009 году удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий увеличился в сравнении с 2008 годом на 27,5 процента и составил 90,4 процента. Рост числа прибыльных организаций обусловлен повышением доходности предприятий за счет увеличения объема государственной поддержки из республиканского и федерального бюджетов, а также оптимизации затрат на производстве.

Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий составила 94,1%, что на 21,4% выше уровня 2008 года. 

В составе сельскохозяйственных угодий наибольшую долю занимают пастбища 87,4% или 992,5 тыс. га, с использованием которых связана специализация сельского хозяйства – животноводство.

Самый низкий уровень фактически используемых сельскохозугодий отмечается в хозяйствах Чаа-Хольского (44,5%), Тандинского (67,5%) и Пий-Хемского (78,2%) районов.

Причинами низкого использования сельскохозяйственных угодий являются нехватка или сильная изношенность имеющейся сельхозтехники, высокое состояние эрозийности и засоренности почв, а в некоторых случаях проблемы с водоснабжением.

В 2009 году проводилась работа по увеличению обрабатываемой пашни за счет обработки низкопродуктивной пашни под пары и посева многолетних трав.

За 2009 год поднято чистых паров 6487 га, из них в хозяйствах Пий-Хемского района – 2000 га, Барун-Хемчикского- 1400 га, Каа-Хемского – 1017 га, Тандинского -1002 га, Улуг-Хемского – 640 га, Дзун-Хемчикского – 271 га и Кызылского – 157 га.

         Произведен посев многолетних культур в Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Чаа-Хольском, Улуг-Хемском, Пий-Хемском, Каа-Хемском и Тандинском районах на общей площади 1931 га.

 

II. Здоровье

Доля муниципальных медицинских учреждений здравоохранения, применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи – 100%. (2008г – 100%).

В 2009 году в целом по республике наблюдается снижение числа случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет по сравнению с предыдущим годом на 11,6% , достигнув 2136 случаев.

Самый высокий уровень смертности лиц в возрасте до 65 лет на 100 тыс. человек соответствующего возраста приходится на следующие районы: Тоджинский  (1299,6), Чаа-Хольский (1162,2) и  Тере-Хольский (1016,9).

В структуре причин смерти в целом по республике преобладали заболевания органов кровообращения, внешние причины и новообразования. За 2009 год они составили 74,1% от всех смертельных исходов. За 2009 год по сравнению с 2008 годом возросла смертность (в расчете на 100 тыс. чел.) от инфекционных и паразитарных болезней на 8,5%, в том числе от туберкулеза на 7,7%, новообразований – 24,8%,  болезней органов пищеварения – 11,6%, внешних причин смерти – 5,0%. Снижение смертности наблюдается от болезней системы кровообращения на 7,2% и болезней органов дыхания – 2,1%.

Путем целевых осмотров в организациях и предприятиях осмотрено 16100 человек, из них с болезнями органов кровообращения 666 человек, в том числе с артериальной гипертонией 393 человек, впервые выявлено 57 человек с повышенным артериальным давлением.

В лечебно-профилактических учреждениях республики активно ведется работа “Школы здоровья”, для больных артериальной гипертонией зарегистрировано 19 школ, обучено  6030 пациентов.

Одной из мер снижения уровня заболеваемости органов кровообращения со стойкой утратой трудоспособности является долечивание (реабилитация) застрахованных граждан в условиях специализированных отделений санаториев непосредственно после стационарного лечения по поводу острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, а также нестабильной стенокардии. В связи, с чем в 2009 году введен в эксплуатацию ГУЗ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации для ветеранов ВОВ и боевых действий, который с августа 2009 года  вошел в регистр санаторно-курортных учреждений на оказание услуг по долечиванию застрахованных больных непосредственно после стационарного лечения острой сосудистой патологии.  В данном лечебном учреждении пролечено 108 человек. Направлено на долечивание в санаторий «Красноярское Загорье» после стационарного лечения острой сосудистой патологии 200 человек.

С целью снижения смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний 459 пациентов пролечены в федеральных лечебных учреждениях, в том числе получили высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю “сердечно-сосудистая хирургия” 125 человек.

В центральных районных больницах сформированы врачебные бригады в составе врача-хирурга, фельдшера и санитара, которые выезжают на места дорожно-транспортных происшествий с большим числом пострадавших. Организовано круглосуточное проведение медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение во всех районах, кроме Сут-Хольского, Тере-Хольского, Пий-Хемского и Бай-Тайгинского, где медицинское освидетельствование осуществляется по вызову. Укомплектованность врачами-психиатрами, наркологами в республике составила 53%, против 35,2% в 2008 году.

Число случаев смерти детей до 18 лет по республике составило 242 против 252 в 2008 году.

 Высокий уровень детской смертности на 100 тыс. человек соответствующего возраста отмечен в Тере-Хольском (396,3), Чаа-Хольском  (345,2) и  Эрзинском (308,2) районах.

За последние три года отмечается постепенное снижение младенческой смертности от отдельных состояний перинатального периода и врожденных аномалий. Наибольшее число летальных исходов детей в возрасте до 18 лет происходит от несчастных случаев, травм и отравления. Отмечается существенное снижение данного показателя среди подростков с 43 случаев в 2008 году до 29 случаев в 2009 году.

С целью предупреждения младенческой и детской смертности постоянно проводятся разборы каждого случая младенческой смертности на   республиканской экспертной  комиссии. Проводится неонатальный скрининг на 5 видов наследственных заболеваний у новорожденных детей.

В рамках реализации республиканских целевой программы “Дети Тыва на 2009-2010 годы” поставлено оборудование для проведения искусственной вентиляции легких в МУЗ «Детская больница», г. Ак-Довурак и кардиологическое оборудование в городскую поликлинику г. Кызыла.

Для укрепления первичного звена принимаются меры по разукрупнению участков женской консультации г. Кызыла до 15 участков.

Заменены главные врачи Улуг-Хемской ЦРБ и Кызылской ЦРБ, привлечены к дисциплинарным мерам взыскания 16 должностных лиц. Усилена деятельность аттестационной комиссии Министерства здравоохранения РТ.

Во всех муниципальных образованиях постоянно осуществляется  особый медико-социальный мониторинг детей из социально-неблагополучных семей, в ежедневном режиме осуществляется мониторинг тяжелобольных детей в лечебно-профилактических учреждениях.

Уровень госпитализации в муниципальные учреждения здравоохранения в среднем по республике составил 36,2 человек на 100 жителей. В стационарах всех муниципальных районов, за исключением  Тере-Хольского, данный показатель не превышает среднереспубликанский уровень. Высокий уровень госпитализации  в Тере-Хольском районе объясняется труднодоступностью и отдаленностью района от республиканских учреждений.

Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в центральной районной больнице составила 11,2 дня. Самая низкая средняя длительность пребывания больного на койке зарегистрирована в таких районах, как Улуг-Хемском (7,3), Дзун-Хемчикском (8,2) и г. Кызыле (6,1). 

Среднероссийский норматив по продолжительности пребывания пациента на койке, равный 12,9, ни одним муниципальным образованием не превышен.

В 2009 году среднегодовая занятость койки в муниципальных учреждениях здравоохранения по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 6 дней и составила 318 дней.  В  Тере-Хольском районе среднегодовая занятость койки составила 363 дня, что указывает на нерациональное использование коечного фонда, в связи с высокой госпитализацией в стационар. В 2009 году среднегодовая занятость койки в г. Ак-Довурак  составила 297 дней, что соответствует нормативу, так как по городу оценивается только МУЗ «Детская больница», где данный показатель ниже, в связи с особенностями санитарно-эпидемиологического режима в подобных учреждениях.

В Каа-Хемском, Овюрском районах в среднем койка не доработала до норматива 48 дней или 17 %.  В Эрзинском районе среднегодовая занятость койки  составила 298 дней, ниже республиканского уровня (324). Во всех учреждениях здравоохранения проводится работа по оптимизации коечного фонда.

Обеспеченность койками в муниципальных учреждениях здравоохранения на 10000 населения составила 72 против 83,6 в 2008 году. В 2009 году во всех муниципальных образованиях проведена работа по сокращению количества коек, за исключением стационара Чеди-Хольского района, в котором в 2009 году возобновило работу  туберкулезное отделение на 10 коек.

Стоимость содержания одной койки в муниципальных учреждениях здравоохранения в сутки по сравнению с 2008 годом увеличилась в среднем в 1,5 - 2 раза.

Средняя стоимость койко-дня в муниципальных стационарных медицинских учреждениях по сравнению с 2008 годом увеличилась в среднем в 1,5 раз, за исключением МУЗ Тере-Хольская центральная районная больница, которая в системе обязательного медицинского страхования не работает.

Перевыполнение объемных показателей утвержденного плана приводит к неэффективным расходам на управление объемами и стоимостью медицинской помощи, что и допустили учреждения. По сравнению  с 2008 годом объем неэффективных расходов существенно сократился, и тем не менее допущено перевыполнение объемных показателей. В частности по скорой медицинской помощи перевыполнение объемных показателей объясняется осложнением эпидемиологической ситуации по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям на территории республики.

Анализ расходов на стоимость единицы объемов медицинской помощи по видам выявил, что фактическая стоимость единиц объемов в муниципальных учреждениях в 2009 году увеличилась, но не достигла рекомендуемых нормативов. Снижение лишь отмечено по амбулаторно-поликлинической помощи по сравнению с 2008 годом в учреждениях здравоохранения Монгун-Тайгинского района на 12%, Улуг-Хемского – на 20%, по дневному стационару уменьшение составило в больницах Сут-Хольского района на 20%, Тоджинского – на 11%, Чеди-Хольского – на 8 %.

Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи в республике по сравнению с 2008 годом увеличивается, в связи с увеличением фактических расходов лечебно-профилактических учреждений.

Тарифы во всех муниципальных образованиях разные, в связи с тем, что для каждого учреждения объем финансирования из всех источников  зависит от выполнения объемных показателей медицинской помощи.

МУЗ «Ак-Довуракская Детская Больница» и МУЗ Тере-Хольская ЦКБ не обслуживаются скорой медицинской помощью.

 

III.           Образование

 Число  дошкольных образовательных учреждений на 1 января 2010 года составило 219, в том числе в городской местности функционирует 51 учреждение, в сельской местности – 168.

         В 2009 г. охват детей дошкольным образованием составил 15802 человека, что почти соответствует уровню 2008 года (15763). В 2009 году органами местного самоуправления проводилась работа по приведению наполняемости групп в соответствие с Типовым положением о дошкольном общеобразовательном учреждении. В результате принятых мер численность детей в г. Кызыле снизилась на 185. В то же время произошло увеличение численности детей, охваченных дошкольным образованием, за счет ввода в эксплуатацию после капитального ремонта детского сада в г. Кызыле на 150 мест и перепрофилирования муниципальных учреждений под детские сады в Кызылском и Тес-Хемском районах суммарной мощностью 100 мест.  Кроме того, весомый прирост численности детей произошел в Чаа-Хольском районе - на 107 детей - за счет открытия дополнительных групп в двух дошкольных учреждениях.  

         В целях создания условий для предшкольного образования детей приняты меры по увеличению числа групп кратковременного пребывания детей с 92 в 2008 году до 140 – в 2009 году. Большую организационную работу провели в данном направлении администрации следующих муниципальных образований: г. Кызыла, в результате чего численность детей в группах кратковременного пребывания увеличилась в 1,5 раза, Улуг-Хемского района – рост показателя в 2,9 раза,  Чаа-Хольского района - в 1,25 раза.

          В республике функционируют 44  учреждения дополнительного образования, в том числе 19 детско-юношеских спортивных школ. Охват детей учреждениями дополнительного образования составляет 41% численности учащихся общеобразовательных школ.

В 2009 году проведены меры по оптимизации числа классов-комплектов в районах и городах республики, в результате чего количество классов-комплектов сократилось на 100 и составило 2919. Средняя наполняемость классов по  республике выросла с 18,3 в 2008 году до  18,8    в 2009 году. По РФ по данным 2008 года средняя наполняемость класса- комплекта  составила 17, по регионам Сибирского федерального округа – 16.

В том числе по городской местности средняя наполняемость класса в Республике Тыва составляет 23,3 человека, что равно среднероссийскому показателю и показателю Сибирского федерального округа.  По г. Кызылу средняя наполняемость класса-комплекта составила 24,8 , что на 2,2 превышает показатель 2008 года и на 0,2 меньше целевого значения, равного 25. По г. Ак-Довураку средняя наполняемость, напротив снизилась на 0,2 с показателя 22,9 в 2008 году  до 22,7  в 2009 году.

По сельской местности средняя наполняемость класса в Республике Тыва превышает нормативное значение (14 чел.)  Наибольший показатель числа учащихся в классе  отмечен по Монгун-Тайгинскому (20,5) и Чаа-Хольскому (18,6) районам.

Всеми муниципальными образованиями в  течение  2009 года  были разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие переход на новую систему оплаты труда.

         Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений позволил увеличить объем расходов для функционирования и развития общего образования, особенно в части обеспечения материальных затрат, непосредственно связанных с общеобразовательным процессом.

Анализ показателей перехода к принципам нормативного подушевого финансирования в рамках комплексного проекта модернизации образования показал, что сумма расходов на 1 учащегося с 2007 года выросла на 64 % и составила в 2009 году 43307 рублей.

Если в 2007 году удельный вес учебных расходов в объеме расходов общеобразовательных учреждений составлял 1,1 %, то в 2009 году он вырос до 3 %, что соответствует целевому показателю, предусмотренному комплексным проектом модернизации образования РТ, но не достигает уровня, рекомендованного РФ.

 

IV. Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2009 году число многоквартирных домов, в которых определен способ управления, составило 12532, из них:

- 11849 домов общей площадью 1139,9 тыс. кв.м. (48,3 % от общей площади МКД), в которых собственники самостоятельно выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами;

- 683 дома общей площадью 1219,4 тыс. кв.м. (51,7 % от общей площади МКД), для которых органами местного самоуправления выбрана управляющая организация по итогам открытого конкурса.

Важным индикатором эффективности деятельности органов местного самоуправления является уровень внедрения систем учета и отпуска коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями приборов учета, так как, с одной стороны, это отвечает задачам энергосбережения, с другой стороны, снижает расходы населения за счет сокращения платы за потребляемые коммунальные услуги.

В целом республике к концу 2009 года через приборы учета отпущено 64 % холодной воды, 18 %  горячей воды,  2%  тепловой энергии, 99% электроэнергии.

В целях инициирования установки общедомовых приборов учета в  многоквартирных домах в Республике Тыва утверждено постановление Правительства Республики Тыва от 02.03.2009 г. № 68 «Об утверждении РЦП поэтапного перехода на отпуск тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроэнергии потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета потребления на 2009-2011 годы».  Во исполнение постановления органами местного самоуправления утверждены соответствующие муниципальные программы по приборам учета. За отчетный период установлено 94 прибора учета коммунальных ресурсов, в 2010 году запланировано -  108, в 2011 году – 64.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009 год» для нужд коммунального хозяйства муниципальных образований было приобретено 20 единиц  специализированной техники. В результате была активизирована работа по обеспечению санитарного порядка и благоустройству территорий муниципальных образований, расширены зоны обслуживания механизированным способом.

Мэрией г. Кызыла проведена большая работа по благоустройству территории города. Отремонтировано 4,5 тыс. кв.м. внутриквартальных тротуаров и дорог, выполнены работы по капитальному ремонту и строительству уличного освещения. Произведена укладка тротуарной плитки, озеленение дворовых территорий. Кроме этого, приобретено 6 единиц спецтехники, 375 контейнеров для мусора и 100 урн.

Расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, в жилищно-коммунальном хозяйстве отсутствуют, т.к. в 2005 году определен региональный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100%.

Расходы на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги установлены в тех населенных пунктах, где электроснабжение осуществляется за счет работы дизельных электростанций.

 

V. Доступность и качество жилья

В 2009 году в Республике Тыва введено в действие 506 домов площадью 48310 кв. метров, что выше уровня 2008 года на 8,6%. 

Увеличились объемы жилищного строительства по сравнению с 2008 годом практически во всех муниципальных районах, за исключением Бай-Тайгинского, Дзун-Хемчикского, Тере-Хольского и Эрзинского районов.

Максимальный объем жилья в расчете на одного жителя муниципального образования введен в отчетном году в Тере-Хольском районе – 0,528 кв.м., тогда как по республике данный показатель равен 0,15 кв.м. Минимальный уровень ввода жилья на душу населения сложился в городах Кызыл, Ак-Довурак и Эрзинском районе (менее 0,07 кв. метра).

В результате в 2009 году общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя Республики Тыва, увеличилась на 0,2% и составила 12,2 кв. метра.

Что касается обеспеченности жильем в разрезе муниципальных образований, то наибольшая площадь жилищного фонда по итогам 2009 года приходится на жителей Улуг-Хемского, Каа-Хемского и Тандинского районов, где она выше среднереспубликанского уровня.

Самый низкий  уровень жилищной обеспеченности отмечен в Монгун-Тайгинском, Бай-Тайгинском и Дзун-Хемчикском районах (от 6,6 до 8,7 кв.м. на 1 жителя).

Средняя цена квадратного метра общей площади жилья в 2009 году в целом по республике составила 16340 рублей, что выше уровня 2008 года на 32 процента.

Самая низкая цена одного квадратного метра общей площади жилья сложилась в Дзун-Хемчикском, Кызылском, Тере-Хольском, Сут-Хольском районах и в г. Ак-Довурак (в пределах 5-9 тыс. рублей).

Самая высокая цена одного квадратного метра общей площади отмечена в городах Кызыле, Туране, в районах Тандинском, Бай-Тайгинском и Монгун-Тайгинском (от 19000 до 23727 рублей).

Отношение цены одного квадратного метра жилья к среднедушевым доходам, характеризующее покупательную способность населения муниципальных образований, сложилось следующим образом: наиболее высокой возможностью покупки обладают жители Дзун-Хемчикского, Кызылского, Сут-Хольского районов. Им понадобится от 0,11 до 0,15 года для покупки одного  квадратного метра жилья. Гораздо больше времени для этого (0,3-0,47 года) потребуется населению Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Пий-Хемского, Монгун-Тайгинского, Тандинского, Чаа-Хольского, Эрзинского районов. 

 

VI. Организация муниципального управления

 В 2009 году темп роста налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Тыва составил 120,8 %.

Объем налоговых поступлений увеличился в бюджетах всех муниципальных образований республики. Наиболее значительный их рост (на 30 и более процентов) сложился в Тере-Хольском и Эрзинском районах.

Динамика неналоговых доходов в местные бюджеты сложилась положительно практически по всем муниципальным образованиям, за исключением Кызылского и Тес-Хемского районов, где их снижение по отношению к уровню 2008 года составило 13 и 36 процентов соответственно. В некоторых городских округах и муниципальных районах объем неналоговых поступлений в местные бюджеты вырос наполовину и более, к ним относятся город Кызыле, Каа-Хемский, Овюрский, Пий-Хемский и Тоджинский районы.

Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования в Кызыле составила 37,9 %, в остальных муниципальных образованиях не превышает 13 %.

Доля затрат на содержание органов местного самоуправления в расходной части бюджетов муниципальных образований имеет достаточно большой разброс: по городским округам она составляет 6 %, по районам – от  8%  в Монгун-Тайгинском, Кызылском до 18%  в Тере-Хольском.

Анализ затрат на содержание органов местного самоуправления в расчете на душу населения показал, что жителям муниципальных районов содержание местных органов власти в среднем обходится дороже, чем жителям городских округов. Если на каждого жителя городского округа в год приходится 1100-1300 рублей расходов на содержание местных органов власти, то в муниципальных районах эта сумма составляет от 1700 рублей в Кызылском районе до 8000 рублей в Тере-Хольском, что совершенно закономерно, так как при меньшей численности населения в муниципальных районах должно быть обеспечено представительство всех органов, посредством которых осуществляется местное самоуправление.

Неэффективные расходы бюджетных средств в сфере организации муниципального управления отсутствуют, т.к. доля расходов бюджета городского округа (муниципального района) на содержание органов местного самоуправления в общем объеме расходов бюджета городского округа (муниципального района) не превышает утвержденных нормативов.

 

VII. Оценка эффективности деятельности органов

местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 2009 году

 Данная оценка проведена на основе показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, взятых из единого для всех субъектов Российской Федерации перечня показателей, по единым методикам расчёта эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Председателя Правительства РТ от 12 марта 2009 года № 60 “О гранте Председателя Правительства Республики Тыва муниципальному району (городскому округу) Республики Тыва в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления” ежегодно, начиная с итогов 2009 года, учрежден грант в размере 2 млн. рублей.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 1 июля 2010 г. № 281 “О рейтинге муниципальных образований Республики Тыва по показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Республики Тыва за 2009 год” признан победителем рейтинга городской округ “Город Кызыл Республики Тыва” за достижение высоких показателей, свидетельствующих об эффективности деятельности в сфере дорожного хозяйства и транспорта, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, организации муниципального управления.

В настоящее время подготовлен проект распоряжения Председателя Правительства Республики Тыва о выделении гранта Председателя Правительства Республики Тыва городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва». В соответствии с п. 4 Положения о выделении гранта не менее 90% суммы  гранта должно быть использовано на цели социально-экономического развития территорий, до 10 % суммы гранта разрешено использовать на поощрение руководителей органов местного самоуправления, внёсших заметный вклад в достижение положительных результатов.

Результаты мониторинга по установленным сферам деятельности приведены в прилагаемых таблицах.

 

Меры, принимаемые органами местного самоуправления

городских округов, муниципальных районов Республики Тыва по снижению неэффективных расходов местных бюджетов

В целях сокращения неэффективных расходов местных бюджетов в

муниципальных учреждениях здравоохранения приняты меры по повышению эффективности использования коечного фонда, а именно проведена ревизия коечного фонда по видам коек, рассчитано необходимое количество коек, исходя из объемов муниципальных заказов, определено число коек по муниципальным образованиям. Продолжается работа по улучшению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.

В целях снижения неэффективных расходов на управление объемами и стоимостью оказанной медицинской помощи лечебно-профилактическим учреждениям республики рекомендовано следующее:

- постоянно проводить анализ объемных показателей по всем видам медицинской помощи;

- обоснованно планировать объемы оказываемой медицинской помощи предоставляемой гражданам в рамках территориальной программы государственных гарантий с учетом потребности населения и уровнем заболеваемости;

- определить объем работы учреждения исходя из реального уровня госпитализации населения; 

- определить производственные мощности учреждения (количество коек того или иного профиля) исходя из объемов работ.

         В МУЗ Каа-Хемская ЦКБ,  МУЗ Тандинская ЦКБ,  МУЗ Чеди-Хольская ЦКБ,  МУЗ Монгун-Тайгинская ЦКБ,  МУЗ Эрзинская ЦКБ,  МУЗ Овюрская ЦКБ,  МУЗ Сут-Хольская ЦКБ, МУЗ Тоджинская ЦКБ и МУЗ Кызылская ЦКБ со стороны администрации района ведется постоянный контроль за выполнением объемных показателей по всем видам медицинской помощи.  Ежемесячно на уровне администраций, также в самих лечебных учреждениях проводятся общие собрания, на которых разбираются конкретные отделения, допустившие перевыполнение объемных показателей, обсуждаются необоснованные вызова скорой медицинской помощи, принимаются мероприятия по устранению неэффективных расходов. В случае перевыполнения объемных показателей принимаются меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством в отношении руководителей и врачей лечебно-профилактических учреждений.

В МУЗ Барун-Хемчикская ЦКБ перевыполнение объемных показателей связано с тем, что в больницу постоянно на лечение поступают жители Бай-Тайгинского района и детское население г. Ак-Довурак, так как в МУЗ Детская больница г. Ак-Довурак отсутствуют хирургическое, кожно-венерологическое и инфекционное отделения. Данный вопрос постоянно поднимается на уровне администраций Бай-Тайгинского и Барун-Хемчикского районов и находится на постоянном контроле.

В сфере общего образования в целях улучшения показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских районов, муниципальных районов Республики Тыва в председателями администраций муниципальных образований г.Кызыла, Ак-Довурака, Дзун-Хемчикского кожууна, Пий-Хемского, Чеди-Хольского, Тере-Хольского, Тандинского, Эрзинского, Кызылского, Бай-Тайгинского кожуунов, Каа-Хемского, Кызылского, Монгун-Тайгинского, Овюрского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского кожуунов утверждены планы мероприятий, предусматривающие следующие пункты:

- сокращение численности учителей при сокращении численности учащихся общеобразовательных учреждений с последующей организацией предшкольного образования на базе указанных школ, недопущение сокращения численности учащихся, приходящихся на одного работающего;

- сокращение численности учителей-совместителей;

- обеспечить снижение численности прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс);

- не допускать снижения доли  учителей муниципальных общеобразовательных учреждений со стажем педагогической работы до 5 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений;

- обеспечить увеличение наполняемости классов в городских общеобразовательных школах.

Органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов республики приняты меры по оптимизации числа классов-комплектов с учетом сокращения численности учащихся. В 2010 году сокращены классы-комплекты в Дзун-Хемчикском районе – 2, Каа-Хемском – 3, Кызылском – 3, Овюрском – 4, Пий-Хемском – 6, Тес-Хемском – 8, Улуг-Хемском – 9, Чеди-Хольском – 2, Эрзинском – 4, г. Ак-Довурак – 2.

        В 2009-2010 учебном году средняя наполняемость классов по  республике выросла незначительно с 18,7 до 18,8., несмотря на снижение численности учащихся дневных общеобразовательных школ на 816 человек, или 1 %.   В том числе в сельской местности средняя наполняемость класса выросла  по Тес-Хемскому району с показателя 14,8 до 15,1. По Каа-Хемскому и Пий-Хемскому районам средняя наполняемость класса осталась на уровне предыдущего года в связи с преобладанием школ, имеющих статус малокомплектных школ.

        В городских общеобразовательных учреждениях средняя наполняемость

классов г. Кызыла и Улуг-Хемского района выросла с 24,6 до 24,8 и с 23,1 до 23,9 соответственно.

В сентябре текущего года Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва проведен очередной семинар по вопросам формирования статистической отчетности и выполнению планов мероприятий по улучшению показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских районов, муниципальных районов. Доведена информация по Указу Председателя Правительства РТ  № 130 от 06.08.2010 года «Об утверждении целевых значений показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

В настоящее время идет сбор статистических наблюдений по общеобразовательным учреждениям республики с одновременным отслеживанием показателей оценки эффективности, в том числе соотношению численности учащихся и работников, из них  учителей, средней наполняемости классов как основных показателей, влияющих на суммы неэффективных расходов.

 

Скачать Сводный Доклад с Приложениями