Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Правительство Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации Органы государственной власти Правительство Республики Тыва Министерство финансов Республики Тыва Тывастат Портал Гос.закупок Республики Тыва Инвестиционный портал Республики Тыва Портал МСП Республики Тыва АО Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства ГБУ

Правительством Республики Тыва принят проект Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года в новой редакции

30.01.2012

В соответствии с Законом о прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Тыва Министерство экономики Республики Тыва совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и научно-исследовательскими институтами, а также с учетом реализации крупными предприятиями инвестиционных проектов разработан проект Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года в новой редакции, который принят на заседании Правительства Республики Тыва 24 января 2012 г.
Изменения внесены также, в связи с окончанием действия первого этапа реализации Стратегии (2007-2010 гг.), который проходил в рамках реализации утвержденной Законом Республики Тыва от 30 октября 2007 г. № 369 ВХ-II Программы экономического и социального развития на период до 2010 г.  и изменений в социально-экономическом развитии Тувы за прошедший период.
Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года принята в 2008 г. Основные показатели Стратегии ежегодно мониторились в рамках реализации Прогноза социально-экономического развития республики на трёхлетний период и приоритетов деятельности органов исполнительной власти республики, а также в рамках реализации комплексных программ социально-экономического развития районов и городов республики.
В 2011 г. Экспертным советом Правительства Республики Тыва, рабочими группами проведена работа на соответствие определенным направлениям в республиканской Стратегии приоритетам и задачам Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Так, в Стратегии развития Сибири  проблемы республики, цели и задачи по их решению в целом совпадают с республиканской Стратегией.  Сформулированные в стратегии Сибири и основные инвестиционные проекты республики - это, прежде всего, строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики. Проект позиционируется в Стратегии Сибири  как один из инфраструктурных проектов Южно-Сибирского широтного пояса, обеспечивающих выход сибирской продукции на внешние рынки и дающие регионам Сибири возможность быстрого и комплексного развития, как важное звено эффективной логистической системы Сибири.
Конкурентными преимуществами, так же как и в нашей стратегии выделяется стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. В соответствии со Стратегией развития  Сибири предусматривается на территории республики зоны с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Среди них - зоны опережающего развития.
В число региональных зон опережающего развития включены зона опережающего развития по реализации крупных инвестиционных проектов на территории Республики Тыва, создаваемая для освоения топливно-энергетических полезных ископаемых и других природных ресурсов, и сельскохозяйственная зона опережающего развития Республики Тыва, предполагающая создание агропромышленного холдинга включающего в себя растениеводческие предприятия, скотоводческие и перерабатывающие предприятия. Совершенно обоснованно в проекте стратегии отмечается, что важнейшей «региональной точкой роста» в Республике Тыва должно стать формирование зоны опережающего развития туристско-рекреационного типа, предусматривающее развитие индустрии отдыха и туризма, включая развитие санаторно-курортных и бальнеологических комплексов.
Значительное место в Стратегии развития Сибири уделено позиционированию Сибирского федерального округа в системе международных хозяйственных связей. Среди основных приоритетов внешнеэкономической деятельности регионов СФО - ориентация на экспорт товаров и услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Китай и Монголию. Для этого в республиканской Стратегии предусмотрено строительство таможенно-логистических терминалов в г.Кызыле и с.Хандагайты, обустройство двустороннего автомобильного пункта пропуска Хандагайты-Боршо для его открытия в многостороннем режиме.
 Усилена инновационная составляющая согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., дополнена новыми актуальными мерами по улучшению системы образования, здравоохранения, занятости, решению проблем в энергетике, газификации, рынка труда, комфортности проживания населения, социального обеспечения, в том числе и на принципах государственно - частного партнерства. Инновации определены в научно-исследовательской деятельности Тувинского государственного университета, которые направлены на решение республиканских социально-экономических и экологических проблем: создание и развитие Технопарка Республики Тыва при ТувГУ. Основными приоритетами развития будут оставаться инновации в информатике, цветной металлургии, энергетике и энергосбережении, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых, агропромышленном, строительном комплексах, лесоперерабатывающей промышленности. Итогом развития инновационного сектора экономики республики будет являться интеграция инновационных предприятий в производство и экономику добывающего высокодоходного комплекса.
  В целом приоритеты, задачи и этапы Стратегии республики  направлены на устойчивое повышение благосостояния граждан, комфортности проживания, динамичное развитие экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста; улучшение уровня и качества жизни населения; обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения, улучшение инвестиционного климата; стимулирование конкурентоспособности; развитие малого и среднего бизнеса.
Сценарии реализация Стратегии:
интенсивный, предусматривающий развитие экономики республики с опорой на эффективное использование недр Тувы, введение в строй железной дороги «Кызыл-Курагино» (в перспективе продлении железнодорожной линии до границы с Монголией) и сопутствующее развитие отраслей производящих товары и оказывающих услуги;
инерционный, опирающийся на имеющуюся транспортную инфраструктуру и тем самым ограничивающий свободу перемещения грузов, как из республики, так и на ее территорию.
Интенсивный сценарий развития Республики Тыва увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Стратегическим направлением региональной политики является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих республики, а именно стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Реализация интенсивного сценария будет опираться на зоны опережающего экономического роста.
Инерционный сценарий. Развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями экономики Республики Тыва и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона. Не развиваются проекты государственно-частного партнерства, государственные инвестиции в инфраструктуру снижаются.
Экономика республики сохраняет небольшую положительную динамику, но остается среди регионов аутсайдеров. Структура экономики не изменяется, увеличивается износ основных фондов, бюджет Республики Тыва сохраняет исключительно социальную направленность.
В социальной сфере сохраняются существующие тенденции, инвестиции в основные фонды осуществляются в основном за счет федерального бюджета. Не проводится оптимизация сети учреждений социальной сферы и системы расселения. Административно-территориальное деление республики сохраняется. Продолжается активная внутренняя миграция в города республики, а также сохраняется миграционный отток в другие субъекты Российской Федерации.

В целом, основные направления и проекты Стратегии увязаны со Схемой территориального развития Республики Тыва.  Все приоритеты связаны между собой одной идеологией – создание среды для реализации потенциала модернизации и создания новых производств на территории республики.

Стратегия СЭР РТ до 2020 г.